Версия для слабовидящих



Информационная
безопасность детей
Родительское
Всероссийское
Сопротивление


Потребность в информации — одна из базовых естественных потреб-
ностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологи-
ческие — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно
искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигант-
ский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведе-
ний искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятель-
ность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену
информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились со-
циальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама
и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что
такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки — они соз-
давали для нас информационное окружение, в котором мы воспитыва-
лись и формировались.
Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще
и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот
вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право,
ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность
физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться».
Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить сво-
ему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает
то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное
или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром
говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно
людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем
под информацией.
Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, зна-
чит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется
с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать
еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информацион-
ного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно,
со стороны родителей.
Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окру-
жения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние
10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские
изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому
прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные
позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Инфор-
мационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А зна-
чит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.
Информационная безопасность детей 3
В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко под-
давалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые
ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже
круг его общения — все это относительно легко контролировалось ро-
дителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребе-
нок в безопасности — там плохому не научат, да и работают там, как
правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной
безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама
в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компа-
нии «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор
после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.
Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и без-
лимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользо-
вателям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями
пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка.
Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея филь-
тровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных
моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам
знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого раз-
ного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощ-
ный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать,
зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень
многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться пер-
сональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих
родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с рас-
пространением индивидуальных переносных вычислительных устройств,
таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ
в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.
В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно инфор-
мационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям
он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности
и тепле сидит дома за компьютером.
Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интер-
нет — это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла».
Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный ком-
пьютер — превосходные инструменты для работы, образования, раз-
влечения, духовного роста человека. Мы считаем, что ребенка необхо-
димо учить правильно управлять хаотическим потоком информации.
И мы изложим наше предложение в данной брошюре.



Опасность                                        Интернет         Реальный мир
Конфликты                                           •                        •
Оскорбления и унижения                   •                        •
Несчастные случаи                                                       •
Порнография                                       •                        •
Психологическое давление                •                        •
Экстремизм                                         •                         •
Насилие                                               •                         •
Мошенничество                                  •                         •
Сексуальные домогательства              •                        •
Зависимости
(пропаганда наркотиков, алкоголя и курения) •          •
Призывы причинить себе вред (от пропаганды суицида
до опасных экспериментов над собой) •                       •
Вымогательства                                  •                           •
Непонимание, конфликтное, агрессивное общение • •

Опасность № 1.
Потеря родительского авторитета
Для начала немного цифр.
По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного
в марте 2009 года, были получены следующие данные.
На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все
школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили
родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный
источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассни-
ков стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитет-
нее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников — друзья
и одноклассники.
У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителя-
ми, друзьями и одноклассниками.
Опасность № 1. Потеря родительского авторитета 5
Фонд Развития Интернет отмечает, что здесь господствует жесткая
конкуренция и если не научиться эффективно использовать возмож-
ности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевид-
но, кто в итоге победит.
Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» — разница
в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми.
Выявились следующие факты:
• менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми
сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети
видят изображения сексуального характера в Интернете, потому
что видят их сами. В то же время они почти не имеют представле-
ния о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения
или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей
степени волнует именно то, что представляет собой коммуникаци-
онные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети
встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
• готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмеча-
ет, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя
сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.
При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факуль-
тета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google,
российские подростки обгоняют родителей по частоте использования
Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89 % подростков и 53 %
родителей подростков. Причем 17 % всех опрошенных родителей отме-
тили, что не пользуются Интернетом вообще.
Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информа-
ции Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с перво-
го места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается,
родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными
людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность
воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по-
прежнему является самым значимым для ребенка, именно родитель-
ское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень
значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения,
нормы, образ мыслей, картина мира — все то, одним словом, что и на-
зывается воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.


Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подума-
ем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне
можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир
тесно связан с реальностью — в Интернете зарабатывают вполне ре-
альные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продук-
ты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок
вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие
на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет
действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих
парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие фо-
румы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при
помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что
этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть не-
хорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно
об этом речь пойдет в следующих главах.
Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой
нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не об-
щается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ре-
бенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает,
не смотрит ли плохие фильмы?
Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, роди-
тельская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за ком-
пьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает!
А в доме он в безопасности, под нашим присмотром». Родители, не по-
нимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторон-
них людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.
То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетно-
сти, — очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную
роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала
к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.
Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то со-
всем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в пер-
вую очередь Интернетом и лишь во вторую — родительским воспитани-
ем. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми
в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся
в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2.
Субкультуры, экстремизм, секты
Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной
и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность
они представляют для подростков.
Вспомним себя в переходном возрасте — пожалуй, самом ярком, дра-
матичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что проис-
ходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают
совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые
до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь…
При этом — крайняя ранимость и податливость формирующейся лич-
ности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним
миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно,
с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.
В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыра-
жения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей
независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим
справиться.
Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют
эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. За-
бегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что
в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и го-
рячим сердцем. Не только они, но они — в первую очередь. Давайте раз-
беремся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.
Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов,
читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разо-
браться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «под-
культуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит
как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, по-
веденческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды,
музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной
культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда ради-
кально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кста-
ти, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуаль-
ность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того, чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну
из них.
Готы, готическая субкультура
Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа-
но на так называемой dark culture — темной культуре, с ее культами
смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами
готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романти-
ческое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхо-
лия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества,
людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической суб-
культуры — смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано
со смертью во всех ее проявлениях, — прекрасно для го´тов. Все, что
связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным
подъемом, — отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы на-
зывают это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы
считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать
на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота яв-
ляются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкульту-
ре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой
готическую романтику: потустороннее существование, полная отстра-
ненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.
Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые де-
ятели зарабатывают деньги, — черепа, перстни с когтями, черепами,
крестами, такие же подвески на цепочке.
Поскольку субкультура неразрывно связана с музыкой, стоит сказать
пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количе-
ство — от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах
то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид —
как высшее проявление индивидуальности и духовности — презрение
к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его).
У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto
Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры
black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как
«металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.
Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через му-
зыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощ-
ным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая

система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать
все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе
их «сформируют» другие.
Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фото-
графий в сети.
Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкуль-
туры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетво-
ряет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных
оснований бытия — прежде всего. И это ужасней всего, так как это са-
мые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов
великих мыслителей, вместо высокого искусства — от книг до музыки,
он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет
отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в са-
моопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Сно-
ва подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.
Прочие субкультуры. Панки,
неформалы, рэперы, эмо и т. д.
Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке,
представители которых презирают друг друга, у них много похоже-
го. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное
поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление
себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциаль-
ное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении
и музыке — безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо,
культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.
Аниме и анимешники
Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что ув-
лечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действи-
тельно так — аниме не предлагает единого мировоззрения и фило-
софского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки
любителей аниме.
Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны,
как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень
глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрирует-ся 
чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей.
Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют
также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример —
«гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изо-
щренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, канниба-
лизм. Или «хентай» — японские порнографические мультфильмы.
Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару
мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в миро-
вой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень
хорошие аниме мультфильмы (пример — «Унесенные призраками»).
Но есть и очень опасные течения.
Пару слов о сектах и экстремизме. И секты, и экстремистские идеоло-
гии похожи на субкультуры и паразитируют на тех же потребностях
подростков. Уродующее влияние сект усугубляется наличием тотали-
тарного лидера и деспотичной дисциплины. Нужно помнить, что секта
редко позиционирует себя как секту, в Интернете подросток найдет,
например, лекцию, книгу или фильм.
Влияние депрессивных субкультур на подростка чудовищно. Авто-
ритет родителей падает до нуля, ведь они — «серые представители
толпы». Подросток впитывает в себя уродливые, мерзкие убеждения
и ценности, ведет ужасный образ жизни. Неоднократно происходили
случаи суицида из-за субкультур. Подросток рано начинает половую
жизнь, причем часто в крайне извращенных формах. Часто предста-
вители субкультуры начинают употреблять легкие наркотики — все
субкультуры положительно относятся к наркотикам.
Если ваш ребенок попался в ловушку субкультуры, знайте — он хо-
дит по очень хрупкому и тонкому льду! В этой брошюре мы не имеем
возможности подробно рассмотреть все субкультуры, поэтому на-
стоятельно рекомендуем почитать о них самостоятельно. Их очень
много — найдется для подростка с любыми вкусами. И все они несут
в сущности одно — уродующие, отравляющие душу, коверкающие
психику ответы на естественные вопросы, стоящие перед подростком.
Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и общение 11
Опасность № 3.
Социальные сети,
сайты знакомств и Интернет-общение
Социальные сети сегодня — самые популярные Интернет-ресурсы.
«ВКонтакте» насчитывает около 160 миллионов пользователей по стра-
нам СНГ и зарубежья, крупнейшая в мире сеть «Facebook» насчитывает
более одного миллиарда пользователей по всему миру. В России очень по-
пулярна сеть «Одноклассники» (более 100 миллионов пользователей). От-
сутствие странички в социальной сети уже, скорее, исключение. Бешеная
популярность вполне объяснима: социальные сети стали замечательным
и удобным способом связи. В самой популярной сети в России («ВКон-
такте») пользователь получает доступ не только к удобному инструменту
связи, но и к огромной коллекции музыки, фильмов, книг, к играм, полез-
ным и не очень приложениям; находит группы пользователей по интере-
сам, получает свежие новости и многое другое. Таким образом, социаль-
ные сети сегодня формируют полноценную виртуальную среду обитания.
Что же тут опасного для детей? Ведь что может быть естественней
общения и прослушивания музыки? Есть много больших исследований
по этой теме. Здесь мы хотим разобраться с основными негативными
влияниями социальных сетей.
Особенности онлайн-общения
Дело в том, что онлайн-общение резко отличается по своей природе
от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения,
другие этические стандарты, другие регуляторы. Здесь нет обмена «жи-
вой» энергией между собеседниками, нет жестов и мимики (вряд ли кто-
то всерьез считает, что смайлик может выразить ту же гамму чувств, что
и человеческое лицо), нет интонации в голосе, нет, образно говоря, флю-
идов, атмосферы общения. В виртуальном общении не работает важней-
ший механизм — эмпатия, врожденная способность чувствовать то, что
чувствует собеседник, активно сопережевать. Все это и порождает фун-
даментальные различия между живым общением и онлайн-общением.
Можно выделить два вида онлайн-коммуникаций. Первый вид — это
связь со знакомым человеком, с которым есть то или иное взаимодей-
ствие в реальном мире. В таком случае Интернет — всего лишь сред-
ство связи и не более того. Инструмент, такой же, как уже привыч-

ный телефон. Опасность тут возникает лишь тогда, когда виртуальное
общение с другом вытесняет живое.
Второй вид — это общение с неизвестными людьми. На форумах, в со-
обществах, социальных сетях происходит общение именно с неизвест-
ными людьми, обычно случайными. И вот этот вид общения идет по со-
вершенно иным правилам.
Что это за правила и насколько они опасны для подростка? К сожалению,
эти нормы ужасны. Хамство, чванство, постоянные оскорбления, неува-
жение к остальным участникам дискуссии — все это абсолютно «нормаль-
но» для онлайн-общения. Откройте любой форум, сообщество или хотя
бы видеозапись на YouTube и почитайте комментарии пользователей.
Вы увидите, как безликие аккаунты с непонятными названиями усердно
поливают друг друга помоями. Здесь вы найдете самые развернутые ру-
гательства, которые обладатели этих аккаунтов никогда бы не позволили
себе в реальности. Конечно, бывают исключения, когда дискуссии ведутся
с соблюдением всех приличий. Обычно это специализированные сообще-
ства тех или иных специалистов или сообщества, не интересные подрост-
кам (например, сообщество молодых мам). В некоторых Интернет-сооб-
ществах осуществляется модерация, но, к сожалению, далеко не во всех.
Очень хорошо отсутствие культуры общения (а точнее, наличие анти-
культуры) раскрывает такое явление, как «троллинг». На Интернет-
сленге троллинг (от анг. trolling –ловля рыбы на блесну) — это намеренно
агрессивное, хамское, провокационное, оскорбительное поведение в Ин-
тернет-дискуссии. Цель тролля (тролль — это тот, кто занимается трол-
лингом) — доведение собеседника до белого каления, разжигание склок
в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т. д. Быть трол-
лем в определенной Интернет-среде — почетно и похвально. Если кому-
то кажется, что троллинг — это редкая аномалия, то он сильно ошибается.
Троллинг распространен повсеместно, негласно используется в политике
и бизнесе. Благодаря анонимности, невидимости, безнаказанности очень
многим действительно «в кайф» вызывать ненависть в остальных.
Помимо этого, анонимность, виртуальность вызывают эффект «онлайн-
растормаживания». Благодаря этому эффекту люди позволяют себе
в Интернете такое поведение, такие высказывания, которые никогда
бы себе не позволили в реальном мире.
«Оставьте ваш тон и возьмите человеческий», — призывал герой Досто-
евского в романе «Бесы». Он призывал отнестись к предмету разговора
серьезно. В Интернете подобный призыв вызовет лишь ядовитый смешок
довольного тролля.
Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и общение 13
Знакомства
Знакомятся сегодня не только на специальных сайтах, но и в социаль-
ных сетях. Кстати, несколько слов о сайтах знакомств. Наше твердое
убеждение — детям там делать нечего. О чем, кстати, сами сайты чест-
но предупреждают. Огромное количество рекламы услуг проституток,
педофилы, сумасшедшие озабоченные — вот что мощным потоком
хлынет на подростка.
Вернемся к социальным сетям. Знакомства там также распростране-
ны. По данным исследования «Дети России онлайн», половина рос-
сийских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми.
40 % признаются, что встречались с Интернет-знакомыми в жизни.
Получается, каждый третий ребенок — из Интернет-пользователей.
Среди этих Интернет-знакомых может оказаться кто угодно. От свер-
стника, имеющего схожие увлечения, до педофила. Доверчивостью ре-
бенка вполне может воспользоваться мошенник. Да мало ли кто еще?!
Знакомства в Интернете явно относятся к тем вещам, которые роди-
тели просто обязаны контролировать во имя безопасности ребенка,
в том числе и физической безопасности.
Личные данные
Очень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные дан-
ные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит
бывать, секции, которые посещает, и т. д. В огромном количестве вы-
кладываются личные фотографии.
Этим вполне могут воспользоваться злоумышленники. Самый простой
вариант — телефонные мошенники.
Вообще, насколько это опасно — решать вам. Мы просто обращаем
ваше внимание на эту проблему.
Искаженная социализация
Главная опасность социальных сетей заключается сегодня, как ни стран-
но, в несовершенстве реального мира. В условиях, когда секции и круж-
ки для детей либо исчезли, либо стали недоступны небогатым родите-
лям, детям остро не хватает социализации. Не формируются жизненно
необходимые навыки труда в коллективе, совместного творчества, под-
ростки не привыкают добровольно брать на себя ответственность.


Этот пробел восполняет Интернет-социализация. Но дает такая со-
циализация в большинстве случаев крайне уродливые социальные на-
выки. Если подросток больше общается в Интернете, чем «вживую»,
то он неизбежно станет усваивать нормы именно онлайн-общения
и обязательно будет применять эти нормы в жизни. Картина, когда
подросток гордится не своими успехами в учебе или секции, а тем, что
он успешный тролль, — страшная, зловещая картина.
Опасность № 4.
Мультимедиа
Ни для кого не секрет, что в Интернете много фильмов и музыки. Но-
вый жанр — авторские передачи на YouTube и других видео-хостин-
гах. Весь вопрос заключается в качестве этого видео-контента. Как
и всё в Интернете, здесь всё перемешано: на YouTube можно найти за-
мечательные лекции или познавательные передачи, а можно встретить
просто мерзость.
Музыка
Мы уже упоминали о такой музыкальной группе, как Otto Dix, попу-
лярной у подростков и выпускающей песни с весьма сомнительными
текстами. Они буквально наполнены тоской, пессимизмом и отвраще-
нием к людям. Это далеко не самая плохая группа и далеко не един-
ственная. Очень популярен русский рэп. Гнусавым голосом паренек-
рэпер повествует о прелести наркотиков (без этого просто нет рэпа),
алкоголя, уличной жизни, околотюремных понятий, стычек с поли-
цией. В сюжетах песен — противостояние с обществом, презрение
к закону, драки, криминальные разборки, убийства, наркотический
кайф, поиск наркотиков и тому подобное. Вредное влияние подобно-
го «искусства» описывать нет смысла, достаточно хотя бы даже того,
что употребление легких наркотиков становится модным. Популярен
жанр под названием «альтернативный рок». Как правило, образ героя
в песнях — молодой «раздолбай», пьющий без меры, иногда балую-
щийся наркотиками, успевший полностью разочароваться в жизни
и в людях. Популярны также клубная музыка и dubstep. Опасность тут
низка, разве что фактически нулевая художественная ценность произ-
ведений и формирование дурного вкуса.
 Мультимедиа
Подросток, ищущий себя в обществе и в жизни, своим чутким серд-
цем, еще доверчивой душой впитывает это все, как губка. Любимые
музыкальные группы, их песни формируют у него модели поведения
и систему ценностей. Вместо действительно стоящих произведений
искусства, вместо настоящего осмысления сложной музыки, вместо
приобщения к великим традициям в искусстве он вновь получает сур-
рогат крайне низкого качества и отравляет им себя.
Передачи и видеоролики на YouTube
YouTube и другие видео-хостинги радикально поменяли медиа-мир.
По сути, любой человек, обладающий видеокамерой, определенным
талантом и идеей, может запросто создать свою передачу или цикл пе-
редач. И таких передач огромное множество. Заметим еще раз, среди
них много действительно замечательных проектов. Например, каналы
на YouTube, где абсолютно бесплатно, на энтузиазме, авторы лекций
обучают зрителей иностранным языкам. Очень много хороших лекций
по компьютерным технологиям. Такие сервисы, как YouTube, — яв-
ление однозначно позитивное, дающее прекрасные инструменты для
творчества, самообразования и расширения кругозора.
Но давайте поговорим об опасностях, которые необходимо понимать,
если мы хотим обеспечить ребенку действительно полезный и безопас-
ный Интернет.
Поскольку создавать свои проекты может действительно любой чело-
век, качество и содержание этих проектов очень разное. Вот пример —
одна из самых популярных в России передач на YouTube — «+100500»
(читается, как «плюс сто-пятьсот»). Мы очень рекомендуем читате-
лю самому посмотреть это «творение», ибо описать его полноцен-
но невозможно. Это средоточие отвратительной пошлости, глупого
и жестокого юмора, развязности и нецензурной брани в каждом де-
сятиминутном выпуске. Проект, подчеркнем еще раз, имеет бешеную
популярность как у подростков, так и у молодежи. Подростки начи-
нают подражать кривляющемуся ведущему, повторять его «крутые
шутки», копировать его наглые речевые интонации. Как это влияет
на культурный облик детей — вопрос риторический.
Онлайн-видео — благодатная среда для пропаганды экстремизма, ок-
культизма, сект и т. д. Если на YouTube проводится фильтрация загру-
жаемых видео и откровенный экстремизм оттуда удаляется, то в попу-
лярнейшей социальной сети «ВКонтакте» такая фильтрация отсутствует.
Тут запросто можно наткнуться на пропаганду фашизма и неонацизма,
крайних форм национализма, призывы к насилию, воровству и прочим
противоправным действиям. Причем, в силу специфики социальных се-
тей, достаточно того, чтобы чем-то подобным заинтересовался кто-нибудь
из друзей и нажал на «поделиться». То есть можно именно наткнуться
на нехороший контент, не занимаясь его поиском целенаправленно.
Достаточно много видео с крайне жестоким содержанием. Без особо-
го труда, буквально за минуту можно найти видеозаписи, где челове-
ка сжигают заживо, заживо закапывают, разбивают голову камнями,
калечат, пытают и т. д. Есть целые сайты с подобным содержимым —
с изображением подробностей страшных ДТП (мозги на асфальте,
раздавленный человек), тел после казней самого разного рода (обезглавленные
тела, сгоревшие тела) и прочим шокирующим контентом.
К счастью, в последнее время активно решаются проблемы пропаган-
ды и рекламы наркотиков. Фактически все крупные сервисы оператив-
но удаляют видео с подобным содержанием. Намного большую опас-
ность в этом плане сегодня представляют собой молодежная культура,
субкультуры, ночные клубы.
Серьезная опасность — видео, пропагандирующие нанесение себе вре-
да. Например, так называемый «собачий кайф». Кайф этот подростки
получают очень небезопасным способом — они душат друг друга рем-
нем или шарфом. Разумеется, при этом жизнь ребенка подвергается
огромной опасности. Настоятельно рекомендуем читателю посмо-
треть, как «весело» детишки этот кайф добывают. Просто наберите
в любом видео-сервисе запрос «собачий кайф» и посмотрите, как они
балансируют между жизнью и смертью.
В целом все опасности, связанные с онлайн-видео, вызваны тем, что
подросток еще не умеет фильтровать для себя информацию. Его си-
стема ценностей и убеждений только формируется. Пожалуй, един-
ственный способ обезопасить здесь ребенка — научить его самостоя-
тельно оценивать информацию.
Фильмы
Тут проблема, скорей, не Интернет-пространства. Проблема популяр-
ности плохих, пошлых фильмов — это проблема современной культу-
ры вообще. И очень нехороший симптом общества. Интернет просто
сделал фильмы доступными. Фактически любой фильм можно скачать
Опасность № 5. Онлайн-игры, игромания 17
(хотя это незаконно) за короткое время, без спроса и уведомления
родителей. То есть, если телевизионную передачу всегда можно пере-
ключить, если там идет что-то нежелательное для детей, то контро-
лировать просмотр фильмов на компьютере очень сложно. Зачастую
родители даже не знают, что смотрят их дети.
Очень, к сожалению, популярны, так называемые молодежные коме-
дии. Что через эти фильмы усваивают юные зрители? Прежде всего
извращенное, изуродованное понимания любви и вообще взаимоотно-
шений с противоположным полом. Молодежные комедии буквально
состоят из невероятных пошлостей и цинизма. Главные герои в подоб-
ных фильмах — «раздолбаи», пьяницы, и тусовщики.
Часто дети смотрят фильмы, не предназначенные для их возраста. На-
пример, фильмы ужасов вполне способны травмировать психику ре-
бенка. Ничего хорошего не даст ребенку и просмотр фильмов со слиш-
ком тяжелыми сценами, эротическими сценами, а также со сценами
насилия.
Проблема тут такая же, как и в случае с музыкой. Дети усваивают мо-
дели поведения из фильмов, получают мерило плохого и хорошего.
Поэтому очень важно сделать так, чтобы ребенок рос на здоровых,
хороших фильмах.
Опасность № 5.
Онлайн-игры, игромания
Если подросток играет в меру и в игры с рейтингом, соответствую-
щим возрасту ребенка, то в этом нет ничего страшного. В таком случае
это просто развлечение, не более того. Тем не менее, игры могут не-
гативно влиять на воспитание и развитие ребенка. Онлайн-игры дей-
ствительно увлекательны, их разработчики сделали все, чтобы поль-
зователь как можно дольше оставался в игре. Бесконечное развитие
персонажа, сильная социальная составляющая (в онлайн-игры просто
невозможно играть одному), яркая боевая система — все это стан-
дарт для онлайн-игр. Некоторые из них, например, World of Warcraft,
предполагают игровой сеанс протяженностью не менее 4–5 часов не-
прерывно. Для полноценной игры необходима постоянная команда
игроков, перед которой у пользователя возникают игровые обязатель-

ства. Очень много времени нужно для нахождения важных игровых
вещей. То есть хорошая «игрушка» вполне может затянуть. Следует
понимать, что подросток остро нуждается в самовыражении и само-
реализации. И он находит такую возможность в игре. Вместо самораз-
вития начинается развитие персонажа, вместо достижения реальных
целей — зарабатывание очков или поиск редкого игрового предмета.
Позитивный запрос на самореализацию уходит в никуда.
Кроме того, зависимость от онлайн-игр — не фантастика, а реаль-
ность. Многие дети пропускают школу, забывают поесть, не спят, про-
водя время за игрой. А это уже прямая угроза психике.
Также ничего хорошего не принесет увлечение подростка игрой, ко-
торая не предназначена для его возраста. Тягостное зрелище, когда
10–11-летний ребенок играет в GTA (весьма жестокая игра с цинич-
ным сюжетом, рейтинг — 18+), Assassin’s Creed (много крови, жесто-
кие убийства, рейтинг — 18+) и прочие подобные игры. Проблема усу-
губляется тем, что сегодня почти любую игру можно скачать, хотя это
и нелегально. То есть ребенок не будет просить у вас денег на игру,
он просто ее скачает и ничего не скажет.
Выводы
Влияние Интернета на детей и информационная безопасность в XXI
веке — тема огромная. Здесь представлены лишь основные, очевид-
ные вызовы, стоящие перед родителями сегодня. К сожалению, логика
в духе «Ну, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет!»
все еще чересчур популярна. Это глубоко ошибочная логика, ведущая
к серьезным последствиям. Под угрозой психика ребенка, его образ
мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то,
что делает человека человеком.

Есть ли в Интернете что-то хорошее?
Описание опасностей в Интернет-среде могло создать ложное впечат-
ление об Интернете как о полностью вредной, разрушительной сре-
де. Конечно, это не так. Информационное окружение — это бассейн,
к которому подключено множество труб. Из некоторых в этот бассейн
льется грязь, зато из других — чистая вода. Задача родителей — на-
учить ребенка грамотно управлять этими трубами, защитить его ин-
формационное пространство от грязи. Современные информацион-
ные технологии открывают огромные позитивные возможности. Выше
мы упоминали о доступности разного рода видеолекций и познаватель-
ных фильмов. Можно купить (или найти бесплатные) целые курсы лек-
ций по разным областям знаний. Популярны онлайн-семинары, когда
пользователь «присутствует» на лекции в реальном времени удаленно,
сидя за компьютером, при этом имеет возможность задавать лектору
вопросы, решать задачи для самостоятельной работы и т. д. Возможно,
это не дает такого же эффекта, как личное присутствие на лекции, но,
тем не менее, дает возможность получить дополнительные знания лю-
дям, живущим далеко от известных образовательных центров.
Интернет предоставляет доступ к цифровым версиям энциклопедий,
например, к Большой Советской Энциклопедии. Благодаря современ-
ным технологиям значительно упрощается поиск нужных книг, боль-
шинство легко найти в Интернете и скачать или заказать. Однако очень
остро стоит проблема достоверности предлагаемых знаний. Разгул
лженауки чудовищен. Один за другим неизвестные гении «опроверга-
ют» Эйнштейна, «создают» вечные двигатели, «очищают ауру», «ис-
пользуют» энергию торсионных полей и занимаются мошенничеством
в огромных масштабах. Выход только один — тщательно проверять
информацию и учить этому детей, формировать у детей нормальную
систему ценностей, адекватную картину миру, знакомить их с подлин-
ной великой наукой и подлинным великим искусством.
В помощь родителям и учителям есть ряд порталов с уже проверенны-
ми авторитетными субъектами учебными материалами:
• window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресур-
сам. Создан по заказу Федерального агентства по образованию.
Выполнен ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информатика»;
• school-collection.edu.ru;
• fcior.edu.ru.
Ряд организаций регулярно проводит конкурсы на лучший позитив-
ный контент, который не только безопасен для детей, но и является
отличным подспорьем в учебе.
Как противостоять опасностям и защитить
информационное пространство ребенка?
Конечно, в каждой семье подход свой и отношения с детьми складываются
по-разному. Что делать в том или ином конкретном случае — может ре-
шить только конкретный родитель. Мы дадим лишь общие рекомендации.
Ограничение доступа при помощи
программ родительского контроля
Функционал родительского контроля предлагается популярными ан-
тивирусами расширенных версий (Dr. Web Security Space, Kaspersky
Internet Security) и сторонними программами. Родительский контроль
позволяет настроить компьютер таким образом, чтобы определен-
ный пользователь (ребенок) не имел доступа к тем или иным ресурсам
в Интернете, не мог запускать определенные приложения на компью-
тере (например, игры) или имел ограниченный по времени доступ.
Чем хорошо такое решение? Тем, что имея доступ к компьютеру, ребе-
нок гарантированно огражден от нежелательных сайтов и не потратит
на игру целый день. Можно настроить список дозволенных ресурсов
и запретить все остальные, можно запретить определенные и разре-
шить все остальные. Можно настроить доступ к игре только на опре-
деленное время. Настройки достаточно гибкие.
Чем плохо? Тем, что ребенок без проблем получит доступ к интере-
сующим его ресурсам в гостях у друга. Тем, что любой родительский
контроль можно обойти. Кстати, если ребенок успешно обходит конт-
роль (обойти правильно настроенный родительский контроль — дело
нетривиальное), может быть, у него талант, который нужно направить
в хорошее русло? Например, заинтересовать его программированием
или изучением компьютерных сетей.
Еще одна проблема родительского контроля заключается в том, что
ребенок рано или поздно столкнется с негативным контентом и будет
к этому не подготовлен.
Как противостоять опасностям 21
Блокировать или нет — решать вам. Есть контент, который уж точ-
но нужно блокировать. Например, надоедливые рекламные баннеры
на сайтах, которые ведут на порно-сайты. Это полезно и для взрослых,
ведь пользоваться Интернетом без реклам намного удобнее и прият-
нее. И делается это очень просто и бесплатно расширением для брау-
зера AdBlock (инструкция в приложении). Точно нужно блокировать
доступ к порно-сайтам (хотя их очень сложно заблокировать все, на-
пример, «ВКонтакте» наполнен порнофильмами), сайтам знакомств.
Ничего, кроме вреда, детям эти ресурсы не принесут.
Мы считаем, что родительский контроль — очень нужный инструмент
для защиты детей младшего возраста. Для подростков этот метод явно
недостаточен, если применять только его, он принесет больше вреда,
чем пользы.
Поставить пользование компьютером под контроль
Это совсем не обязательно прямой запрет. Многие рекомендуют ста-
вить компьютер таким образом, чтобы он оставался на виду у родите-
лей. В таком случае, очень легко незаметно и тактично контролировать
деятельность ребенка. Намного проще, чем когда у ребенка персо-
нальный компьютер стоит в его комнате. Вызывает беспокойство и тот
факт, что очень многие покупают детям современные «навороченные»
смартфоны. Очень часто можно видеть, как ученики младших классов
щеголяют модным гаджетом. В России 45 % школьников имеют доступ
в Интернет с мобильных телефонов. Совсем не понятно, зачем ребенку
такой телефон. Мало того что это абсолютно неподконтрольный до-
ступ к Интернету, так еще отличная приманка для мелких грабителей,
например, наркоманов. Позвонить можно и на обычный сотовый теле-
фон. Но если уж вы решили, что ваш ребенок должен пользоваться
смартфоном, мы настоятельно рекомендуем настроить на нем роди-
тельский контроль.
Направлять энергию ребенка в правильное русло
Как неоднократно подчеркивалось в предыдущем разделе, фактически
все угрозы эксплуатируют естественные потребности ребенка и пара-
зитируют на его неумении самостоятельно справляться с информа-
ционными потоками. Ситуация значительно усугубляется небывалым
упадком культуры в России, а также отсутствием или слабостью ме-
ханизма социализации подрастающего поколения. Зачастую ребенку

черпать систему ценностей из-за чудовищного упадка культуры. В та-
кой ситуации на родителей ложится огромная дополнительная от-
ветственность. Им придется прививать высокую культуру и ценности,
плыть против течения. Когда повсюду идет бесконечная пропаганда
потребительства, культа денег, «крутизны», продажности и бескуль-
турья, — выполнять такую задачу крайне сложно. Но делать это при-
дется, поскольку на кону — душа ребенка, его личность.
Что ребенку интересно в Интернете? Может быть, он любит смотреть
фильмы? Обсудите с ним его фильмы, расскажите о традициях кинои-
скусства, покажите ему действительно хорошие фильмы. Он интересу-
ется гаджетами и просит вас купить что-либо — купите действительно
полезный гаджет, например, электронную книгу. Для кого-то с этого
начнется любовь к чтению. Он интересуется самим компьютером или
устройством сайта? Возможно, растет замечательный программист.
Помогите раскрыть таланты и изюминку ребенка! Кроме вас сегодня
это не сделает никто.
Быть в одном информационном пространстве
Это не значит потакать. Это значит взаимодействовать и менять ин-
формационное окружение в лучшую сторону. К сожалению, иногда
родители сами возводят стену между собой и ребенком. Иногда эта
стена построена из непонимания, иногда из безразличия к интересам
ребенка и его переживаниям. В любом случае преодолевать эту сте-
ну, коль скоро она возведена, очень непросто. Пусть ребенок делится
с вами своими переживаниями, относитесь к ним бережно и с огром-
ным вниманиям. Помогайте разрешить сложные для него вопросы,
прививайте здоровую систему ценностей. В конце концов, что может
быть интереснее, чем переживание и опыт вашего ребенка?
В сегодняшних непростых условиях необходимо самим менять реаль-
ность ребенка к лучшему. Ребенок никогда не станет пропадать в Ин-
тернете, если он занят очень интересным для него делом, если его ре-
альный мир намного ярче и увлекательней мира виртуального. Нужно
развивать способности и тягу ребенка к реальным действиям и дости-
жениям. Отличный инструмент для этого — кружки, факультативы,
секции, дополнительное образование. К тому же настоящие социаль-
ные навыки, настоящая культура формируется только в совместном
интересном труде. И если реальность такова, что сегодня инструмен-
Приложение 1. Блокировка рекламы на сайтах 23
тов социализации очень мало, тогда родителям необходимо создавать
эти инструменты самим. Кроме родителей, решать эти задачи сегодня
некому. Если этого не сделать, если не направить позитивную энер-
гию ребенка — она будет поглощена Интернетом, а ребенок останется
опустошенным, бесцельно блуждающим по бесконечному Интернет-
пространству в ожидании от него чуда.
Приложение 1.
Блокировка рекламы на сайтах
Рекомендуется всем, поскольку делает пользование Интернетом удоб-
ным и более безопасным. Данный способ не блокирует ничего больше,
только рекламу.
1. Установите браузер Google Chrome
Браузер — программа, при помощи которой пользователь просматри-
вает web-страницы. Например, браузером является известный Internet
Explorer (значок в виде синей буквой «е»). Рекомендуем пользоваться
такими браузерами, как Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera. Они
намного быстрее, безопаснее и удобнее. Рекламу можно заблокиро-
вать в любом из них, способ одинаковый, тут мы описываем блокиров-
ку рекламы для браузера Google Chrome.
Адрес для установки Google Chrome: google.com/chrome. На этой
и следующих страницах вы получите все инструкции по установке.
2. Зайдите в меню управления расширениями
Когда браузер установлен, запустите его. В правом верхнем углу нажмите
на кнопку с тремя полосками (при наведении указателя всплывает надпись
«Настройка и управление Google Chrome»), выберите «инструменты», за-
тем «расширения». Нажмите «еще расширения». См. изображения.
Примечание. Расширение — это программный модуль к вашему браузе-
ру, который повышает его функциональность. Есть множество расши-
рений под самые разные задачи. Блокировщик рекламы — AdBlock —
одно из расширений.Наберите в строке поиска в левой
части окна «AdBlock Plus»
В основной части окна появятся расширения, как на изображении.
Нажмите «+бесплатно», потом «добавить». Расширение установится
автоматически.
Теперь реклама и большинство баннеров в Интернете отключены для
вас, пользоваться стало намного удобнее и безопаснее. Назойливый
баннер больше не заставит перейти на сайт с вредоносным кодом, а ре-
бенок не увидит порно-баннер.
Приложение 2.
Настройка родительского контроля
Поскольку программ, предлагающих функционал родительского конт-
роля, достаточно много и все они имеют свою документацию, не будем
здесь подробно описывать, как активировать родительский контроль.
Инструкции разработчиков программных решений очень подробны.
Тем не менее, мы дадим ссылки на документацию и краткие характе-
ристики.
1. Сервис SkyDNS
Адрес: https://www.skydns.ru/
Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного
контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимо-
стью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим при-
знакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный
список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную
базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого»
списка, есть «черные» списки.
Главное преимущество сервиса — гибкие и удобные настройки при
невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на-
стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов — сервис ничего не способен ограничивать непосредствен-
но на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.
Надежность высокая, обойти при правильной настройке — достаточ-
но тяжело.
Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security
Документация Dr.Web: http://download.drweb.com/doc
Документация Kaspersky Internet Security:
http://support.kaspersky.ru/kis2014
Документация встроена также и в сам продукт.
Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция ро-
дительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень
популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои
задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только неже-
лательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использова-
ние компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск опреде-
ленных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам
на компьютере.
Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень
просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что
разрешения настраиваются для отдельных пользователей операцион-
ной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного
пользователя операционной системы с ограниченными правами для
ребенка.
Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает ком-
пьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администра-
тор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля,
создает себе временного пользователя с неограниченными права-
ми. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моменталь-
но. Почему-то в документации на этот момент внимания не обраща-
ют. Однако, закрыть такую брешь легко — достаточно активировать
скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это
сделать — в конце этого приложения.
Плюсы — гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо
родительского контроля есть антивирус и файрволл.
Приложение 2. Настройка родительского контроля 
Минус — нужны дополнительные настройки операционной системы
(создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной
записи «администратор»).
Как активировать учетную запись «администратор»?
Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте
пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».
В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администра-
тор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учет-
ную запись» и нажмите «OK».


На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее
необходимо задать пароль для этой учетной записи.
Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7
версий выше Home premium.
Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск — Панель управления — учетные записи пользователей. Тут
можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним,
для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учет-
ная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограни-
чены права.
© Родительское Всероссийское Сопротивление, 2014
http://r-v-s.su • 8 (800) 100-97-24