Версия для слабовидящих

БРОДЯЖНИЧЕСТВО СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ

         «Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…»  Надин де Ротшильд

В ГБУСО «Селенгинский ЦСПСиД» существуют воспитательные возможности, которых зачастую нет в относительно благополучных семьях: различные кружки и секции, возможность летом отдыхать в санатории и детском  оздоровительном лагере. Наши воспитанники не один раз выезжали в санаторий «Светлый» г. Улан-Удэ. Каждое лето отдыхают в детском оздоровительном лагере «Уголек».

Условия проживания в Центре приближены к домашним: дети живут группами: младшая и старшая группы. С детьми работают опытные педагоги-профессионалы. Но, тем не менее, проблема самовольного ухода воспитанника из Центра актуальна.  Справедливо отметить, что не все дети склонны к таким поступкам.

Если обратиться к особенностям детей, воспитывающихся вне семьи, то можно заметить, что недостаток общения с любящим взрослым человеком накладывает свой отпечаток на принципы общения детей с другими людьми. Эти дети, недолюбленные, нежеланные или не любимые вообще, испытывают органическую потребность в тактильных контактах. Дефицит такого общения приводит к тому, что дети с легкостью вступают в контакт с чужими незнакомыми людьми. Покидая самовольно Центр, ребенок не испытывает страха перед улицей, он полагает, что за пределами учреждения будет так же безопасно.

У детей наблюдается нарушение способности планомерно мыслить, выстраивать логические выводы. Как следствие - неумение конструктивно решать споры, выходить из конфликтных ситуаций вследствие чего дети становятся более агрессивными, часто стремятся обвинить окружающих, не желают признать свою вину. Большинство детей подросткового возраста негативно относятся к тому, что они являются воспитанниками Центра. Один из травмирующих  и опасных периодов в становлении личности  - когда ребенок стесняется или стыдится своего статуса. Внешне все кажется вроде безмятежным и благополучным. И вот наступает  критический момент - ребенок хочет покинуть Центр, чтобы перестать быть «центровским».

Здесь хочется заметить, что, к сожалению, это определение «центровский» из уст окружающих  носит скорее оскорбительный характер. 

К личностным особенностям  детей оставшихся без попечения родителей относится способность  «не углубляться в привязанности». Чувства носят  обычно поверхностный характер. Детям присуще иждивенчество, потребительское отношение к вещам и людям, отсутствие чувства  признательности и благодарности, они не испытывают сильной привязанности ни к дому, ни к людям. Когда мы говорим об эмоциях детей оставшихся без попечения родителей, следует добавлять значение «крайне». Если радость, то слишком бурная, если конфликт, то гнева - через край. Чувства, связанные с морально-нравственными понятиями, не сильно развиты. Чувство стыда, переживания за другого возникает крайне редко. Детям, оставшимся без попечения свойственно делить мир на «своих», (тех, кто близок им по статусу) и «чужих» (всех остальных). Причем, к «своим», они стараются быть  снисходительными.

В заключение  хотелось бы обратиться к жителям нашего славного города с просьбой: Не обижайте Наших детей! Постатрайтесь даже в кругу семьи, не называть наших воспитанников «центровскими», «детдомавцами» и тп. Так как дети повторяют слова родителей, произнося их в школе, на улице. Будьте добры к детям, оставшимся без попечения родителей, и учите доброте своих детей!

 

 Алкоголизм

Семья признана играть важную роль в формировании личности ребенка, его эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, социальной адаптации. На формирование личности также огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны  и взаимозависимы. Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей.

В работе с детьми из семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, педагогу-психологу важно ориентироваться на выполнение следующих задач:

1)      довести до сознания ребенка, что алкоголизм — это болезнь, ее нужно лечить при помощи специалистов, сам ребенок этого сделать не может;

2)      объяснить, что он не виноват в проблеме родителей, — снять чувство вины;

3)      выявить факторы, которые заставляют ребенка терпеть насилие, выполнять ту или иную роль;

4)      научить ребенка заботиться о себе через осознание собственных потребностей. ( Что тебе нужно? Что нужно делать для этого? );

 

Ø посредством обсуждения, осознания и естественного выражения переживаемых ребенком чувств;

Ø через осознание ребенком роли, выполняемой в семье, как фальшивой индивидуальности, которая нужна для сохранения семейной тайны;

Ø с помощью ориентации ребенка восприятие социального окружения как помогающего, поддерживающего.

     Удачным подходом к реализации некоторых перечисленных задач является обращение, используемое в американском опыте социальной работы с детьми родителей-алкоголиков: « Пожалуйста, не забудь эти четыре факта! Они пригодятся, когда ты этого не ожидаешь.»

Факт 1. Алкоголизм — это болезнь. Твой родитель —  не плохой человек. У него болезнь, из-за которой он теряет самообладание, когда пьет. Это делает алкоголь. Когда человек много пьет, он обычно делает и говорит то, чего он не делает и не говорит в нормальном состоянии. Может быть, болезнь заставляет его делать злые и глупые вещи, которых он не делает в нормальном состоянии.

Факт 2. Ты не можешь сдержать пьянок твоего родителя. Это не твоя вина. Не прячься, не борись, не пытайся быть совершенным; ты ничего не можешь сделать с пьянством твоего родителя. Твой родитель пьет не из-за тебя. Ты не являешься причиной его болезни.

Факт 3. Ты не один. Есть много детей, подобных тебе. Я уверена, что в  твоем классе есть дети, о которых ты и не можешь предположить того, что  у них есть родитель, который пьет также, как и твой родитель. Может, о некоторых из них ты знаешь, потому что видел, что происходит у них в доме. Ты не один.

Факт 4. Ты можешь разговаривать о проблеме. Найди кого-нибудь, кому доверяешь — учителя, родителя друга, старшего товарища или подругу или кого-нибудь, кто выслушает тебя. В твоей жизни есть надежные люди.